Первые воздушные шары, аэростаты и дирижабли

Первые воздушные шары, аэростаты и дирижабли

В XVIII столетии люди принялись осваивать небесное пространство при помощи воздушных шаров. Чтобы подняться на большую высоту, не только воздушный шар сам по себе должен быть очень легким, но и вещество, его наполняющее, должно быть менее плотным, чем окружающий воздух. В 1766 году английский химик Генри Кавендиш получил водород. Мыльные пузыри, наполненные водородом, плотность которого значительно меньше плотности воздуха, быстро поднимались вверх. Однако получить водород в большом количестве в те годы было невозможно.

В XVIII столетии люди принялись осваивать небесное пространство при помощи воздушных шаров. Чтобы подняться на большую высоту, не только воздушный шар сам по себе должен быть очень легким, но и вещество, его наполняющее, должно быть менее плотным, чем окружающий воздух. В 1766 году английский химик Генри Кавендиш получил водород. Мыльные пузыри, наполненные водородом, плотность которого значительно меньше плотности воздуха, быстро поднимались вверх. Однако получить водород в большом количестве в те годы было невозможно.

Первые воздушные шары

Братья Жозеф и Этьен Монгольфье использовали в качестве наполнителя горячий воздух, который, как известно, всегда стремится вверх. Первый воздушный шар необычной бочкообразной формы сшили из шкур, его высота составляла не более 20 м, снаружи шар украшали красочные вензеля. Под шаром разжигали древесный уголь, чтобы наполнить его изнутри горячим воздухом. Ученые Академии наук с интересом наблюдали движение шара под напором горячего воздуха.

Показ успешно повторили в присутствии короля Франции Людовика XVI и его свиты. Демонстрация состоялась в Версале (под Парижем) 19 сентября 1783 года. К намеченному сроку братья Монгольфье построили шар, который по своей красоте не уступал %] предыдущему, а для того, чтобы произвести еще больший эффект, к воздушному шару прикрепили клетку, в которой находились баран, утка и петух. Они оказались первыми пассажирами в истории воздухоплавания. Воздушный шар пребывал в полете восемь минут и преодолел путь в четыре километра, после чего клетка с животными благополучно опустилась на землю. Братьев Монгольфье удостоили наград, а все воздушные шары, в которых для создания подъемной силы применялся горячий воздух, стали называть монгольфьерами.

21 ноября 1783 года смельчаки Жан Пилатр де Ро-зье и маркиз д'Арланд совершили первый свободный полет на монгольфьере, пролетев над Парижем на высоте порядка 300 м. Им удалось преодолеть расстояние около 9 км всего за 25 минут.

дережабль

Одновременно с экспериментами братьев Монгольфье, использовавших в качестве подъемной силы горячий воздух, предпринимались попытки наполнять шары водородом. Физик Жак Шарль как раз в то время занимался изучением свойств газов, а семейство Роберов предложило испробованный ими метод покрытия шелковой ткани резиновым клеем, что препятствовало утечке водорода. Подобные воздушные шары впоследствии получили название шарльеров.

братья монгольфье

Спустя десять дней после полета де Розье и д'Арлан-да на монгольфьере был осуществлен первый полет на шарльере, или воздушном шаре, наполненном водородом. Профессор Ж. Шарль задумал полет более эффектный, чем полет братьев Монгольфье. Он разработал ряд проектно-конструкторских решений, которые оставались актуальными на протяжении многих десятилетий. Построенный им шарльер имел сетку, обтягивавшую верхнюю полусферу оболочки аэростата, и стропы, с помощью которых к этой сетке подвешивалась гондола для размещения людей. В оболочке была сделана специальная отдушина, через которую можно было выпускать водород при падении наружного давления. Для управления высотой полета использовались специальный клапан в оболочке и балласт (мешки с песком), хранящийся в гондоле. Был предусмотрен и якорь для облегчения посадки на землю.

Один из братьев Роберов, принимавших активное участие в работах по конструированию шарльера, пожелал лететь вместе с профессором Ж. Шарлем. Первого декабря 1783 года Ж. Шарль и М. Н. Робер менее чем за два часа преодолели расстояние в 43 км между Парижем и Нелем, небольшой деревенькой в его предместьях, затем Шарль в одиночку продолжил путешествие. Шарльер пролетел еще 5 км, поднявшись на небывалую для того времени высоту - 2750 м. Пробыв в заоблачном поднебесье около получаса, Жак Шарль благополучно завершил первый в истории воздухоплавания полет на аэростате с оболочкой, наполненной водородом.

Советский дирижабль

Советский дирижабль

Успешные полеты на воздушных шарах в ту пору очень привлекали к воздухоплаванию всех прогрессивных людей. Вскоре француз Анри Жиффар придумал аэростат с паровым двигателем, который вращал пропеллер. Такой управляемый аэростат назвали дирижаблем. Первый дирижабль мог лететь со скоростью 9 км/ч. Обтекаемая форма воздушного корабля обеспечивала плавность движения в воздухе.

Спустя много лет воздушные шары для различных целей применялись Германией в Первой мировой войне. Особой популярностью пользовались дирижабли конструкции Фердинанда фон Цеппелина. Он предложил при постройке огромных воздушных кораблей использовать металлический каркас, а также в полете соединять аэростаты подобно вагонам поезда. Дирижабли жесткой конструкции получили название цеппелины.

В начале XX века стало возможным летать на дирижаблях даже с континента на континент. Первый рейс через Атлантический океан совершил британский дирижабль R34. Он вылетел из Ист-Форчун (Шотландия) в Нью-Йорк 2 июля 1919 года и возвратился в Британию 13 июля. Полет продолжался более 183 часов.

Сегодня на воздушных шарах, в основном, поднимают в атмосферу метеорологические приборы, иногда они используются в спорте и рекламе; для наполнения их оболочки применяюттеплый воздух и гелий.

А теперь изучите материал про пернатого змея Кецалькоатль.

Расскажите друзьям

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Больше информационных новостей

Для перекачки дизельного топлива с различных резервуаров и ёмкостей используются…

Подробнее

Парктроник – это устройство для парковки и движения по узким…

Подробнее

Новогодние каникулы в России являются давним предметом споров. О том,…

Подробнее

Не так давно были представлены новые устройства электронного рынка, значительно…

Подробнее
Недавно опубликованы

Как новичку в мире тяжелого спорта поверить в свои силы,…

Подробнее

Давно заглядываетесь на чудо-устройство, но не знаете, как выбрать гироскутер?…

Подробнее

Для тех, кто жить не может без автомобилей, неплохо в…

Подробнее

Участники алкогольного рынка, а также производители безалкогольной продукции собрались четвертого…

Подробнее