Георгий Федорович Проскура

Георгий Федорович Проскура

Известным специалистом в области аэрогидродинамики и гидромашиностроения был Георгий Федорович Проскура (1876-1958), академик АН УССР, в юности - ученик «отца русской авиации» Н. Е. Жуковского. Г. Ф. Проскура работал и преподавал в Харьковском технологическом институте (ХТИ). Первая в Украине лекция по теории воздухоплавания, вызвавшая небывалый интерес у студентов, была прочитана именно Проскурой в 1909 году.

Известным специалистом в области аэрогидродинамики и гидромашиностроения был Георгий Федорович Проскура (1876-1958), академик АН УССР, в юности - ученик «отца русской авиации» Н. Е. Жуковского. Г. Ф. Проскура работал и преподавал в Харьковском технологическом институте (ХТИ). Первая в Украине лекция по теории воздухоплавания, вызвавшая небывалый интерес у студентов, была прочитана именно Проскурой в 1909 году. Он сумел организовать в Харькове Воздухоплавательный отдел, а в 1912 году в ХТИ под его руководством построили уникальное по тем временам сооружение - аэродинамическую трубу, в которой по сей день проводятся эксперименты.

В 1922 году Г. Ф. Проскура с единомышленниками организовал Общество авиации и воздухоплавания Украины и Крыма. В 1923 году благодаря его усилиям в ХТИ стали готовить специалистов для авиастроения. В 1930 году на базе аэрогидродинамической лаборатории был создан Харьковский авиационный институт (ныне - Харьковский национальный аэрокосмический университет им. Н. Е. Жуковского).

Георгий Федорович Проскура

Благодаря Г. Ф. Проскуре идеей воздухоплавания и космических полетов увлеклись многие молодые люди.

Еще один выдающийся деятель, Фридрих Артурович Цандер (1887-1933), вошел в историю космонавтики как один из создателей теории реактивных двигателей. Его волновали вопросы, связанные с конструированием космических аппаратов, обеспечением благоприятных условий для экипажа во время полета, перспективами дальних перелетов и реализацией спуска в атмосферу планеты с помощью планирующей конструкции.

Родился Фридрих Цандер в Риге в семье балтийских немцев. Талант мальчика развивался стараниями его отца, который увлекался естественными науками и техникой. Рассказы отца о полетах Отто Лилиенталя, рассуждения о жизни на других планетах, а также совместные с отцом запуски в воздух воздушных змеев навели мальчика на мысль о полетах к другим планетам.

В 1905 году Фридрих Цандер познакомился с трудом К. Э. Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными приборами». Это укрепило его в решимости заняться проблемой межпланетных полетов. В 1907 году, в двадцатилетнем возрасте, Фридрих увлекся теоретическими расчетами, связанными с реактивным движением. В 1908 году, будучи студентом, Цандер организовал Первое Рижское студенческое общество воздухоплавания и техники полета. Члены общества устраивали выставки летательных аппаратов, строили планеры, увлекая многих людей идеей полета на устройствах тяжелее воздуха.

Фридрих Цандер завел особую тетрадь «Космические (эфирные) корабли, которые обеспечат сообщение между звездами. Движение в мировом пространстве», - в ней постепенно накапливались научные идеи и разработки. К сожалению, автор долго не публиковал их, а они могли бы уже в те годы принести начинающему ученому мировую известность. К тому же Цандер, оценив преимущества, которые дает умение быстро писать, делал записи в зашифрованном виде, используя систему стенографии Габельсбергера; это послужило причиной того, что некоторые записи остаются нерасшифрованными до сих пор.

В 1912 году молодой исследователь доказал возможность выхода космического аппарата на околосолнечную орбиту. Эта идея в математическом виде была представлена еще Циолковским, но Цандер пришел к ней независимо. Работая над динамикой такого полета, Фридрих Цандер ранее Константина Циолковского и американского исследователя Германа Оберта выдвинул мысль об отделении отработавших ступеней ракеты. Лишь у американского пионера ракетной техники Роберта Годдарда эта идея зафиксирована ранее, в январе 1909 года. В 1914 году Роберт Годдард получил патент на проект двухступенчатой твердотопливной ракеты.

В 1915-1917 годах Ф. А. Цандер проводил эксперименты, касающиеся «оранжереи авиационной легкости», то есть рассматривал систему жизнеобеспечения внутри космического аппарата. Он выращивал в древесном угле горох, капусту и другие овощи.

Не забудьте прочитайть о том, как выбрать для себя полупрофессиональный фотоаппарат.

Расскажите друзьям

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Больше информационных новостей

Известно, что кальян и кальянные заведения в России не запрещены…

Подробнее

Для перекачки дизельного топлива с различных резервуаров и ёмкостей используются…

Подробнее

Парктроник – это устройство для парковки и движения по узким…

Подробнее

Новогодние каникулы в России являются давним предметом споров. О том,…

Подробнее
Недавно опубликованы

Одна из самых известных и успешных писательниц мира, Джоан Роулинг, не…

Подробнее

До сих пор не утихают громкие события, происходящие на Украине.…

Подробнее

Как новичку в мире тяжелого спорта поверить в свои силы,…

Подробнее

Давно заглядываетесь на чудо-устройство, но не знаете, как выбрать гироскутер?…

Подробнее