Первые реактивные ракеты

Первые реактивные ракеты

Принципы реактивного движения постигались не одним поколением ученых. Для исследований в этой области чаще всего использовались реактивные снаряды, применение их в качестве оружия давало множество преимуществ.

Принципы реактивного движения постигались не одним поколением ученых. Для исследований в этой области чаще всего использовались реактивные снаряды; применение их в качестве оружия давало множество преимуществ.

В 1920 году, сразу после гражданской войны, сложились подходящие условия для создания оружия нового типа. Первопроходцами в те годы стали Владимир Андреевич Артемьев (1885-1962) и Николай Иванович Тихомиров (1859-1930).

Первые реактивные ракеты

В начале 1920-х годов инженер Н. И. Тихомиров задался целью создания ракет на бездымных порохах. В. А. Артемьев уже в те годы был убежден, что следует отказаться от низкокалорийного дымного пороха, поскольку он не позволял увеличить дальность полета ракет. Замена черного пороха на бездымный стала принципиально важным шагом вперед. Творческий союз этих замечательных ученых оказался полезным для ракетостроения. В то время мало кто верил в успех их поисков, считали, что они чудаки и «затеяли фантастику».

Экспериментальные ракеты были небольших размеров

Какие бывают ракеты? Создать реактивный снаряд на бездымном порохе представлялось нереальной задачей. Поиском рецептуры бездымного пороха для ракет занимались профессоры и преподаватели Артиллерийской академии, находившейся тогда в Ленинграде, а также ученые Москвы. Была основана Газодинамическая лаборатория - ГДЛ, начальником которой назначили Н. И. Тихомирова.

В конце 1934 года Газодинамическая лаборатория объединилась с Московской группой изучения реактивного движения (МосГИРД). Именно под таким названием - ГИРД - в истории космонавтики упоминается коллектив гениальных ученых, стоявших у истоков космических полетов.

Создание первой ракеты на бездымном порохе обеспечило появление ракетных снарядов к знаменитой ракетной установке Второй мировой войны «Катюше».

На территории Петропавловской крепости в середине XX века проводились первые испытания ракет.

Устройство для перевозки ракет

Продолжая эстафету... Одним из сотрудников Н. И. Тихомирова был талантливый исследователь Георгий Эрихович Лангемак (1898-1938). Он родился в г. Старобельске Харьковской области. Отец, немец, и мать, швейцарка по национальности, преподавали иностранные языки в гимназии. Георгий с детства в совершенстве владел французским и немецким языками. В 1908-м он поступил в восьмиклассную Елизаветградскую гимназию, которую окончил с серебряной медалью в 1916 году. В том же году Георгий Лангемак стал студентом филологического факультета Петроградского университета, решив всю свою жизнь посвятить изучению японской филологии. Однако годы революции и гражданской войны изменили его планы.

В 1928 году Г. Э. Лангемак окончил Военно-техническую академию (ныне Ракетно-артиллерийская академия имени Императора Петра Великого). Во время учебы вместе с другими слушателями академии выполнял заказы для Газодинамической лаборатории Н. И. Тихомирова (ГДЛ).

Схема ракетного снаряда к ракетной установке «Катюша»

1. Стопорное кольцо взрывателя

2. Взрыватель ГВМЗ

3. Шашка детонатора

4. Разрывной заряд

5. Головная часть

6. Воспламенитель

7. Дно камеры

8. Направляющий штифт

9. Пороховой ракетный заряд

10. Ракетная часть

11. Колосниковая решетка

12. Критическое сечение сопла в

13. Сопло

14. Стабилизатор

В 1933 году после организации Реактивного научно-исследовательского института (РНИИ) на базе ГДЛ и МосГИРД Г. Э. Лангемака назначили начальником Ленинградского отделения РНИИ. В 1934 году в Москве вместе с Б. С. Петропавловским, В. А. Артемьевым, Н. И. Тихомировым, Ю. А. Победоносцевым он завершил доводку реактивных снарядов РС-82 мм и РС-132 мм, ставших основой реактивного миномета «Катюша».

Увлеченный идеями космонавтики, Г. Э. Лангемак вел переписку с К. Э. Циолковским.

Основоположнику космонавтики писал с 1923 по 1930 год еще один гениальный конструктор, крупный ученый в области ракетно-космической техники, посвятивший свою жизнь развитию космонавтики, - Валентин Петрович Глушко (1908-1989). Он родился в Одессе в семье служащего. С юности был увлечен неизведанными тайнами мироздания. В период учебы в Реальном училище имени Святого Павла (позднее - IV Профтехшкола «Металл» им. Л. Троцкого) руководил Кружком общества любителей мироведения при одесском отделении Русского общества любителей мироведения (РОЛМ), увлекался игрой на скрипке. Умел работать на токарном станке, знал слесарное дело. С 1924 года стал публиковать научно-популярные статьи о космических полетах, подготовил к изданию книгу «Проблема эксплуатации планет».

Уже в дипломной работе выпускник физического отделения физико-математического факультета Ленинградского государственного университета Валентин Глушко предложил проект гелиоракетоплана - межпланетного корабля с электрическими ракетными двигателями. В 1929 году часть этой дипломной работы, посвященная электрическому ракетному двигателю, под названием «Металл как взрывчатое вещество» была сдана в отдел при Комитете по делам изобретений.

С 1929 года Валентин Павлович, который знал как появились ракеты, руководил подразделением по разработке электрических и жидкостных двигателей для ракет. Все разработки являлись уникальными: профилированное сопло, теплоизоляция камеры ракетного двигателя, усовершенствованные конструкции ракет. В 1935 году была издана книга «Ракеты, их устройство и применение» под редакцией Г. Э. Лангемака и В. П. Глушко. В 1936 году опубликована работа В. П. Глушко «Жидкое ракетное топливо для реактивных двигателей».

Проектные варианты космической системы «Энергия - Буран»

Под руководством ученого до 1988 года было изготовлено более 50 самых совершенных жидкостных реактивных двигателей (ЖРД) и их модификаций. По его проекту создана многоразовая космическая система «Энергия-Буран». Космическая многомодульная станция «Мир» - настоящий дом на орбите - также во многом обязана своим появлением академику В. П. Глушко и его команде. Он возглавлял работы по совершенствованию пилотируемых космических кораблей «Союз» и разработке их модификаций «Союз Т» и «Союз ТМ», а также грузового корабля «Прогресс», по совершенствованию орбитальных станций «Салют», реализации программы космических пилотируемых полетов, в том числе и международных.

Расскажите друзьям

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Больше информационных новостей

Количество новостей, касающихся внешней политики за последний год возросло в…

Подробнее

Распознавание лиц в наше время становится все более реальным. Теперь,…

Подробнее

Памятник Кобзону очень скоро может появиться в Забайкалье. Руководство Забайкальского…

Подробнее

Названа самая старая планета Солнечной системы. Ею оказался Юпитер, который…

Подробнее
Недавно опубликованы

Существуют большое множество обстоятельств для реализации процесса по установлению статуса…

Подробнее

Большинство людей, желающих похудеть, в первую очередь задаются вопросом, как…

Подробнее

Впервые сетевой маркетинг возник в середине прошлого века. Традиционно, родиной…

Подробнее

Распознавание лиц в наше время становится все более реальным. Теперь,…

Подробнее