Сочувствие и сострадание у животных

У мышей и крыс не предусмотрено наличие сочувствия и сострадания друг к другу, не говоря уже об эмпатии. Традиция гласит, что вы можете сопереживать или сочувствовать другим в том случае, если вы сначала имеете осознание себя самого. А большинство исследователей не смогли поймать мгновение самоосознания в глазах мыши. Шимпанзе - да. Дельфинов и слонов - да. Но мыши? Но даже такое качество, как сочувствие и сострадание, похоже, уходит корнями в древние гены. И, как и следует ожидать, в некоторых мышах больше эмпатии, чем в других. Есть хорошие мыши и мыши, которые более равнодушны.

Наблюдение за лабораторией, наполненной такими мышами, осуществляет Гарет Лавиз. Я упомянула, что наткнулась на несколько необыкновенно полных сочувствия ученых во время исследования фактора конформности. Первый, Оливер Бош, практически плакал над тем, что приносил в жертву малышей своих крыс. Несколько недель спустя Лавиз, бихевиоральный нейробиолог, вздыхал над эмоциями своих мышей.

Сочувствие и сострадание

Я нашла его в лаборатории на вершине холма в Портленде, штат Орегон. Это высокий, смуглый человек, к тому же вялый из-за того, что несколько дней не спал и не брился. Он уже три дня на ногах, заканчивает важное предложение на получение гранта, и забыл про сочувствие и сострадание. Счет идет на минуты, и он отправляет электронные письма во все стороны своим коллегам в промежутках между неистовыми походами к принтеру в отдаленной комнате. На его столе стоит пустой флакон «Тамс». Таблетки от тяжести в желудке.

«Мы пишем эти гранты, чтобы исследования могли продолжаться, - бормочет он, глядя на экран компьютера. - Вы начинаете работу заранее, но вы не знаете, что собираетесь сказать. И вы ее откладываете». Звонит телефон. Он ворчит в трубку. Потом снова делает шаг в зал, спортивный свитер трепещет.

Он думал, что я должна приехать завтра. Но при этом не отправил меня назад и не позволил угостить его обедом. «Нет, это хорошо. Я отвлекусь».

Первые пятнадцать лет своей карьеры он изучал аспекты сертификации пожарной безопасности и загрязняющие агенты окружающей среды, рассказывает ученый. «Но мне действительно очень нравится наблюдать за тем, как животные делают что-то вместе. Я пришел к убеждению, что животные ведут богатую эмоциональную жизнь. Каждый раз, когда кто-то говорит: «Животное не может это сделать»...» - он усмехается, поворачивает свое кресло обратно к компьютеру и включает видеофайл: две мыши встречаются в пластиковом домике и начинают, как обычно, обнюхивать и обследовать друг друга. Но это Не старый немой фильм. Это звуковое кино. Лавиз сделал запись Мышей и перевел их ультразвуковые писки в диапазон, доступный слуху человека. В то время как мыши здороваются и исследуют друг друга, они издают трели, похожие на щебетание птиц. Это милый маленький поток болтовни. Лавиз улыбается.

«Я не знаю, о чем они, но у меня есть идея! - говорит он. Он откидывается назад в кресле, пока практически не занимает положение лежа, держа руки в замке за головой. - Я думаю, это чистое, ясное выражение эмоционального состояния. Когда вы чувствуете себя плохо, то у вас состояние низкой энергии. Когда вы чувствуете себя хорошо, вы идете, подпрыгивая, а ваш голос взволнован. Вы чирикаете больше, когда близость заставляет вас чувствовать себя хорошо».

Но нахождение вблизи не заставляет всех - или всех мышей - чувствовать себя одинаково хорошо. После того как Лавиз и один из его исследователей Жюль Панксеп начали подслушивать мышей, они протестировали две породы, чтобы посмотреть, были ли те одинаково коммуникабельными.

Ученые проводили эксперимент на молодых мышах, которые от природы более социальны и игривы, чем взрослые. И они протестировали две популярные среди исследователей породы, создав конфронтацию между ними: Черная 6 против BalbC. Это была инаугурация «недобрых» мышей.

Я должна заметить, что мышам не занимать привлекательности. В таком крохотном животном заложено от природы огромное количество очарования. Но, по всей видимости, еще больше его в молодых мышах. Их мордочки округлены, как мордочки щенят, а глаза большие. Когда двое встречаются, каждая использует свои короткие лапки, чтобы схватить товарища, и они суют свои носики везде, куда их можно засунуть. В этом возрасте даже самцов можно посадить в один домик, и они не будут драться, потому что у них развито сочувствие и сострадание.

Лавиз с коллегами воспользовались этим преимуществом молодняка и разделили соседей, каждый из которых должен был провести день в изоляции. На время теста экспериментаторы воссоединяли соседей. Они измеряли период взаимодействия, когда мыши приветствовали друг друга, и продолжительность щебетания, которое производила каждая особь.

Если вы ищете сочувствия и сострадания, расскажите свою печальную историю мыши Черной 6. По большому счету, они проявляли больше интереса к соседям. И они сообщали о своем интересе с помощью бурлящего ручейка мышиного щебетания. У мышей BalbC не отсутствовал интерес. Они также хватали и обнюхивали своих соседей. Но в некоторых случаях мышь Черная 6 тратила на приветствия практически в два раза больше времени. Единственное различие между двумя породами мышей - это их гены. Какие гены? Сейчас это загадка. Какими бы они ни были, они создают большое отличие в общительности мышей.

Хммм, подумал мир мышиных эмоций. Возможно, здесь что-то происходит...

Лавиз с коллегами подтолкнули животных немного дальше. Быть социальными - это одно дело. Стая рыб тоже может так вести себя. Эмпатия - уже более сложный порядок. Технически эмпатия - это «чувствование внутри», это способность подхватить чье-то эмоциональное состояние, как вы могли бы схватить простуду.

(Сочувствие и сострадание технически представляет собой действие в ответ на чье-то эмоциональное состояние. Ваш плач заставляет меня грустить - это эмпатия. Ваша грусть заставляет меня обнять вас - это сочувствие.)

На этот раз исследователи поместили BalbC и Черную 6 в галерею, прилегающую к комнате с подведенным к полу током. Мышь-незнакомец входила в отделение с подведенным к полу током. Ученые включали тридцатисекундный предупредительный звук, за которым следовал двадцатисекундный удар током. Мыши, находящиеся в галерее, не видели, что происходит в элек-трическом отделе, но они могли слышать, как получавшие удар незнакомцы пищали и прыгали. Как всегда, получившие удар тока мыши быстро учились ассоциировать этот предупредительный звук с ударом тока. Слыша его, они замирали на месте.

Потом наступал черед мышей из галереи попасть в шоковую палату. И перед тем как они получали свой первый электрический удар, некоторые из них замирали, только услышав предупредительный звук. Никогда до сих пор не испытав удара электрическим током, они уловили страх мышей, которых им били. Они впитывали страх других, и это меняло их собственные эмоции.

На некоторых из них это работало. Но не все получали подобное сообщение. Вы, вероятно, сможете предсказать, какая порода была более чувствительной к страху других мышей, основываясь на том эксперименте, где выяснялось, как разные породы приветствуют друг друга. Мыши, которые пищат, щебечут и нюхают друг друга, - мыши породы Черная 6 - стали теми, кто перенимал у своих товарищей страшный опыт. Вероятно, они более социально чувствительны.

«Мы думаем, это более сложный вариант эмпатии, - объясняет Лавиз. - Можно сказать, это ощущение ощущений другого индивидуума».

Он вздыхает. Немного вращает кресло. Лавиз - первый ученый, который прямо говорит мне, что испытывал электрошок на своей ноге перед тем, как проводить эксперименты на мышах. Это самый мягкий удар, на который отреагируют все мыши. Если бы он был мягче, не каждая мышь отреагировала бы на него, и данные были бы неточными.

«Это исследование трудное, посколькуя вижу, что у этих животных есть милосердие и сострадание, эмоции, которые напоминают мне мои собственные, - говорит Лавиз. - Это поднимает много тяжелых вопросов».

Но он продолжает бить мышей током, чтобы пролить свет на аутизм, шизофрению и другие нарушения личности. Аутичная мышь, например, не будет ни уделять внимания, ни учиться на опыте, полученном другой мышью, испытавшей боль. Изучая различия между сочувствующей и не столь сочувствующей мышью, можно найти лекарства или способы генной терапии, которая поможет разбудить эмпатию в ребенке с аутизмом. И он также узнает об эмоциях существ, у которых, как мы думали раньше, нет эмоций.

«Люди сосредоточены на людях и говорят, что они являются единственным социальным видом, - говорит он. - Я думаю, что главный вопрос этой работы - как нам обращаться с животными? Это вопрос окружающей среды. Представьте, все эти лососи, плывущие вверх по реке Колумбия, привыкшие к бурному потоку. Они могут чувствовать себя сейчас ужасно, потому что нам нужны дамбы и электричество, а лосось получает эти застойные заводи».

Он предлагает отвезти меня обратно вниз, в город. Панксеп, взъерошенный молодой человек, заходит в лабораторию, когда мы ее покидаем. На полке над его столом стоит книга под названием «Сон: полный справочник». Он, без сомнения, выглядит полным. Четыре дюйма шириной.

А глядя на этих двух парней, вы не скажете, что каждый из них прочитал уже большую его часть.

Расскажите друзьям

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Больше информационных новостей

Широкоформатная печать является одним из наиболее востребованных способов печати в…

Подробнее

Онлайн-игры не только предлагают развлечение и возможность социализации, но также…

Подробнее

В современной жизни присутствуем множество гаджетов-помощников. Мультиварки, микроволновки, фены, пылесосы…

Подробнее

В этом году продвижение в Топ органической выдачи ПС Яндекс…

Подробнее
Недавно опубликованы

Промокоды – это специальные коды, которые предоставляют выгодные условия на…

Подробнее

Плоскошлифовальный станок — это универсальное оборудование, предназначенное для механической обработки…

Подробнее

Банк Бланк - отличное решение для бизнеса. Он предоставляет широкий…

Подробнее

Онлайн-игры не только предлагают развлечение и возможность социализации, но также…

Подробнее